МУХАМЕД ЛАФИШ, 1937г.р. Доктор физ-мат наук, профессор Главный научный сотрудники отдела математического моделирования геофизических процессов ИПМА КБНЦ РАН
«Когда немцы вошли в с.Малку, мне только исполнилось пять. Мои приемные родители были в возрасте – отец Хабала Шхануков и мать Дзадзу Багова. Оба уже не работали, занимались домашним хозяйством. Моего родного отца – Беслана Лафишефа- сына известного конезаводчика Абубекира Лафишева, расстреляли в 1937-ом году по постановлению тройки НКВД КБАССР. Ему принадлежало село Псыхурей. Незадолго до страшных событий, он уехал ненадолго в Турцию по делам. А вскоре, по возвращении, его судили как врага народа. После расстрела отца, маму жестоко избили. В Малке маму приютила бедная пожилая женщина. А спустя время она скончалась. Троих сестер моих разобрали по семьям разные люди. Девочки в семье – всегда подмога. Дзадзу увидела меня в холодной комнате. Говорила, я ползал по трупу мамы. Она забрала меня с собой. Так я обрел дом, семью и сестру Асият, которая до того являлась единственной дочерью моих новых родителей.
Захватчики вошли в село в конце 42-го. У нас в доме было 2 комнаты. Одну заняли несколько человек. Не могу сказать, что плохо к нам относились. Напротив, были достаточно миролюбивыми. Нередко угощали нас, ребятню, сладостями, ходили по дворам, просили «яйка, яйка..» Ходили также по дворам и румыны. Эти забирали все, что можно есть – сыр, сушеное мясо, молоко. Однажды им приглянулась наша корова, но мать пожаловалась немцам и они выгнали румын со двора. Еще один случай помню. В Малке жила молодая женщина – еврейка по национальности. Немцы хотели ее расстрелять. Мать убедила их, что она кабардинка. К счастью, ее оставили в покое. Мама, получается, спасла женщину. Вскоре, наших постояльцев в числе остальных, остановившихся в Малке, собрались перебросить в Сталинград. После этого известия фриц молодой прослезился- жаловался матери, что не хочет воевать, что никто не хочет, а их заставляют.
Еще несколько слов о том, как трудно было в послевоенные годы. Отец работал в строительной бригаде, восстанавливал разрушенные после войны дома. С нами бывал нечасто. Как-то я пришел домой, мать и сестра трудились в огороде. Я подхожу к ним, а они говорят, что приготовили мне подарок. Оказалось, отец мне привез два куска белого хлеба…»