Close

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДЫГСКИХ (АДЫГЕЙСКОЙ, КАБАРДИНСКОЙ, ЧЕРКЕССКОЙ, ЧЕРКЕССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ) И КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ЛИТЕРАТУР В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Руководитель:

Гузиева(САРБАШЕВА) Алена Мустафаевна

2022

За отчетный период, изучено духовное наследие адыгских и карачаево-балкарских писателей, творческая деятельность которых обусловила динамику развития национальной словесности в общероссийском литературном процессе. Определены основные вехи творческой биографии художников слова, жанрово-тематическое своеобразие, новаторские тенденции осмысления художественных проблем и эстетическая ценность репрезентативных произведений авторов. Выявленные в процессе исследования новые биографические данные, литературные факты, архивные источники расширяют представление о творческом потенциале писателей, их роли в эволюции художественной мысли, в истории духовной культуры народов в целом. В биобиблиографические словари «Адыгские писатели ХIХ–ХХI вв.» (Т. II) и «Карачаево-балкарские писатели ХIХ–ХХI вв.» (Ч. 1) включены не только профессиональные поэты, писатели, драматурги, а также представители предписьменного периода литератур, публицисты, известные своей активной общественной деятельностью на Северном Кавказе в начале ХХ в. В галерее персоналий – ученые-литературоведы и критики, внесшие заметный вклад в развитие национального литературоведения.
Установлено, что система национальной версификации на современном этапе достигла высокого уровня развития. В национальной поэзии представлено многообразие жанров, жанровых форм, стихотворных размеров и их различных вариаций, разновидностей рифм, клаузул, строфических конструкций. В системе адыгского стиха гармонично сосуществуют и взаимодействуют его главные области (компоненты) – метрика, ритмика, рифма, строфика, чем обусловлено многообразие способов, форм, приемов организации поэтического текста. В ней действуют универсальные правила структурирования стиха в уникальном этноментальном преломлении.
Разработаны очерки о жизни и творчестве адыгских авторов (Б. Утижева, И. Кашежевой), определивших направления развития национальной художественной словесности в постсоветские 90-е гг. ХХ в., выявлена их роль в северокавказском и общероссийском литературном процессе.
Проведен всесторонний анализ романов «Венок на могилу ветра» А. Черчесова и «Медвежьи когти» С. Мафедзева, в результате которого установлено, что в литературе народов Северного Кавказа при всей самобытности творчества конкретного автора наблюдается корреляция по основным жанрово-стилевым и идейно-тематическим направлениям.
Установлена основа зарождения и развития кабардинской литературы – диалектически понимаемая духовная целостность народа, актуализируемая преимущественно художественным изображением поворотных этапов в его жизни. При этом главным в выстраивании анализа текста соответственно художественной реальности становится исследование сменяющихся типов художественного сознания в контексте изображения эпически целостной картины национального мира.
В рамках проекта также полиаспектно и комплексно изучено творчество классиков карачаево-балкарской литературы К. Мечиева, А. Теппеева, А. Урусовой, М. Мокаева, в частности:
– рассмотрена эпическая проза А. Теппеева, на основе анализа одного из этапных в концептуальном отношении произведений писателя «Адам бла таш» («Человек и камень») прослежены новые черты поэтики, выявлено многообразие проблематик (духовно-нравственная, гуманистическая, философская, социальная), подвергаемых новаторскому осмыслению;
– исследована специфика стихосложения и поэтики К. Мечиева, изучена ритмическая организация стиха, выявлены разнообразие строфической системы и рифмы, художественные средства выразительности, виды и способы тюркского стихосложения, реализованные в лирических произведениях классика;
– представлен комплексный анализ небесных образов в поэзии М. Мокаева, рассмотрено содержание понятия «художественная космогония» в поэтической картине мира автора, определен один из ключевых мотивов лирики поэта – стремление к идеалу;
– изучена нехудожественная проза (мемуаристика, публицистика) А. Урусовой, прослежены особенности стиля и языка, поэтика и принципы изображения. Анализ книги «Ёмюр танышланы сагъыныу» («Воспоминания о современниках») позволил «развить и углубить» тему исторической судьбы карачаевского народа, деятельности пассионариев.
Научно осмыслена проблема циклизации малых форм карачаево-балкарской прозы (рассказов, новелл, миниатюр). Изучены закономерности развития малых жанров на классических образцах циклических структур в прозе Х. Кациева, Ж. Токумаева, И. Гадиева, М. Батчаева, Э. Гуртуева, Р. Бегиевой-Кучмезовой, определены типы текстовых объединений (авторские, редакторские и композитные циклы).
Результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, программ вузов и средних школ, а также в изучении вопросов, касающихся специфики эволюции адыгской и карачаево-балкарской литератур. Они станут серьезным подспорьем при создании истории российской многонациональной литературы.

2023

В рамках научного проекта за отчетный период в историко-культурном контексте рассмотрены основные этапы творческой эволюции адыгских и карачаево-балкарских писателей, выявлены определяющие черты авторского стиля, охарактеризованы концептуальное ядро, ценностный уровень наиболее значимых произведений мастеров художественного слова, дана объективная оценка значимости их литературного наследия в духовной культуре народа.
Проведен анализ публицистических и драматургических произведений Б. Утижева, дополнивший и значительно расширивший очерк о его жизнедеятельности. Выявлено новаторство писателя в комедиографии, в жанрах драмы и трагедии; определен его вклад в адыгскую критику и публицистику.
Рассмотрена история становления новой художественности в контексте взаимообусловленности фольклорных традиций литературно-художественного сознания; исследована национальная литература как результат исторической и духовно-культурной судьбы народа; изучены вопросы внутренних соотношений адыгского мифа, адыгского героического эпоса и становления этико-эстетического мышления.
Проведено комплексное исследование творчества кабардинской русскоязычной поэтессы Инны Иналовны Кашежевой. Выявлены космологические мотивы и амбивалентность лирики, рассмотрены границы перетекания и скрещивания в ней символики России и Кавказа. Собраны и систематизированы известные факты биографии, введены в научный оборот новые сведения о жизни и творческой деятельности поэтессы.
Расширено представление о современных тенденциях развития русскоязычной литературы в целом, выявлены значимые закономерности русскоязычной северокавказской прозы. Проведен полиаспектный анализ постмодернистских произведений: «Ампир V» В.О. Пелевина, «Вилла Бель-Летра» и «Венок на могилу ветра» А.Г. Черчесова, «Нерестились рыбы в свете лунном» Б.М. Чипчикова.
На материале очерковой прозы адыгейского автора С.Х. Сиюхова рассмотрена интерпретационная аксиология творческого портрета как эстетического феномена. Ценностные трансформации портрета писателя в историко-литературоведческом дискурсе осмыслены на примере воспоминаний собирателя фольклора Х.И. Шогенова о кабардинском поэте и драматурге раннесоветского периода П.Д. Шекихачеве.
Проанализирован ряд произведений кабардинских и черкесских прозаиков, в чьем творчестве проблема «человек и время» нашла наиболее отчетливое выражение; рассмотрены пути художественного воплощения авторского замысла; выявлена специфика изображения человека в условиях Кавказской войны, тоталитарной эпохи, постсоветского периода и в контексте всеобщей глобализации.
Рассмотрено романное творчество балкарского писателя А. Теппеева, определены новаторские тенденции осмысления истории народа, художественного воплощения идей; в ряду характерных особенностей отмечены многоступенчатая структура повествования, полифонизм конфликтных линий, полиаспектность проблем, фольклорно-мифологический контекст.
Исследован мир нравственных представлений, реализованных в поэзии К. Мечиева – классика карачаево-балкарской литературы. Предпринята попытка определения всей палитры лирики поэта – от любовной до социальной, поэтапно раскрыты взгляды классика на исторические события, участником и свидетелем которых он был. С учетом новых архивных и полевых материалов, введенных в научный оборот, внесены необходимые коррективы в научную биографию Кязима Мечиева.
Определены значение и роль романа карачаевской писательницы А. Урусовой «Айсанат» в литературном и историко-культурном процессе, выявлены его тенденциальные и отличительные признаки, обозначены основные тематические направления публицистики художника.
Осмыслен феномен циклизации как историко-литературное явление. Охвачен широкий круг цикловедческих вопросов: от традиций циклообразования, перманентно существовавших в устном народном творчестве, до современных примеров циклических конструкций. Представлены виды и типы циклов, широко применяемых в художественной практике карачаево-балкарских авторов.
В поэзии М. Мокаева рассмотрена пространственная вертикаль как способ выражения национального мироощущения. Исследование данного феномена в творчестве балкарского классика позволяет создать целостное представление о символике горных пространств не только в северокавказской, но и шире – отечественной литературах.
Практическое применение. Результаты, полученные в ходе проведенных исследований, могут стать важным подспорьем при дальнейшем изучении адыгской и карачаево-балкарской литератур в контексте общероссийского историко-культурного процесса, использованы в преподавании адыгских и карачаево-балкарских литератур в вузах, при чтении лекционных курсов по отдельным гуманитарным направлениям, составлении учебных пособий по истории литератур народов Российской Федерации.