Close

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Руководитель:

Фоменко Владимир Александрович

2022

  1. Рассмотрены предпосылки появления города Терки и его роль во взаимоотношениях с народами Северного Кавказа в конце XVI – начале XVII в.; показано значительное влияние г. Терки и его населения на общественно-политическую и экономическую жизнь региона и на межнациональные отношения.
  2. Проведен анализ истории возникновения коммерческих учреждений в Балкарии в начале ХХ в., освещена специфика развития рыночных отношений; установлено, что отсутствие современных для исследуемой эпохи путей сообщения имело определяющее значение в становлении горно-рудного предпринимательства
  3. Анализ совместной деятельности кабардинцев и балкарцев на съездах доверенных во второй половине XIX – начале ХХ в., показал, что этот самобытный институт местного окружного самоуправления осуществлял мобилизационные, организационные, коммуникативные, интеграционные функции, а с 1917 г. значительно расширил функции институционализации и легитимации, с которыми были связаны локальные процессы этнополитического самоопределения. В результате происходило усвоение идеологии, символики и практики политической культуры меняющегося российского государства. Параллельно сложившаяся устойчивая и разносторонняя культура управления совместной жизнедеятельностью населения Кабардинского (Нальчикского) округа создала предпосылки для институционализации в 1921–1922 гг. современной государственности Кабардино-Балкарии.
  4. Исследование семантической структуры музыкальной картины мира черкесов (адыгов) позволило выделить несколько ипостасей архаичных музыкальных текстов, на примере песен лечения оспы. Благодаря семантическим мотивировкам происходит своеобразное кодирование большинства знаний и значений мифа. Песни лечения оспы проанализированы как начало космогонического акта создания сакральности, выступавшего в роли сакральной формулы, кода, знака и символа музыкальной картины мира
  5. Рассмотрено научное и культурно-историческое значение курганов, курганообразных возвышенностей в истории и современности Кабардино-Балкарии. Приведенные данные обобщенно и кратко представляют накопленные материалы о курганных древностях региона. Определена роль курганов в быту и историческом сознании местного населения как уникальных памятников, являющихся важнейшей частью историко-культурного наследия народов Кабардино-Балкарии.
  6. Рассмотрена динамика формирования советской модели нациестроительства – отдельных автономий народов региона, «моделей» политического устройства, а также языковой политики. Установлены факторы, повлиявшие на изменение этнического состава, системы поселений на Северном Кавказе и заложившие основание для конфликтов, полно вышедших на поверхность общественной жизни в 1990 гг.
  7. Выявлены основные методологические подходы в исследовании культурной памяти, проведен анализ просветительской литературы как части художественного наследия народов Кабардино-Балкарии; показано, что в современный период на решении важнейших задач сохранения культурного наследия сконцентрировано внимание государственных, общественных, религиозных, культурных и политических организаций. Опасными являются стремление к унификации культур и бесконтрольная свобода в исторических интерпретациях, что ведет к нивелированию культурных традиций и искажению исторического опыта.

Результаты исследования могут быть использованы в обобщающих монографических работах, учебных пособиях, а также в разработке и реализации программ сохранения историко-культурного наследия, формирования гражданских ценностей молодежи, системы комплексного патриотического воспитания, улучшения морально-нравственной атмосферы и обеспечения стабильности развития многонационального российского общества.

2023

Введение в научный оборот новых архивных документов по истории г. Терки позволило уточнить, что в середине XVII в. основную часть его населения составляли не посадские, а ратные люди, составлявшие его гарнизон, который по численности на южных рубежах Российского государства уступал только астраханскому. Дополнено новыми сведениями представление о значении этнокультурного пространства Терки и определена посредническая роль Муцала Сунчалеевича Черкасского в обеспечении политического влияния московского царства во взаимодействии с народами Северного Кавказа.
Исследование новых явлений в экономической культуре народов Нальчикского округа в конце XIX – начале ХХ в. выявило ведущую роль в предпринимательской активности торговли и мелкой промышленности, связанной, основанной на добыче и первичной переработке природных ресурсов и продуктов сельского хозяйства. Местное производство, ориентированное на вывоз и меняющийся внутренний спрос в округе стимулировалось развитием транспортной инфраструктуры региона, что содействовало упрочению экономических связей Кабарды и Балкарии с другими народами России и дальнейшему росту производительных сил округа.
Анализ обстоятельств крупных протестов в Кабарде, возникших в связи с освобождением зависимых сословий в 1867 г. и введением новых правил пастбищного землепользования в 1913 г., позволил дифференцировать роли в них общественно-политических лидеров и представителей коронных властей. Их взаимодействие позволило избежать применения военной силы, что продемонстрировало возможности конструктивного общественно-государственного взаимодействия в условиях социальных протестов, вызванных модернизационными процессами.
Исследование в музыкальной культуре адыгов текстов песен-заговоров оспы выявило в музыкальной картине мира черкесов (адыгов) особые ментальные коды традиции, такие как вербальный (языковые единицы), реальный (предметный мир символов), музыкальный (структура, ритм, интонация и т.д.) и акциональный (магико-ритуальное действие).
Установлено, что территория современной Кабардино-Балкарии была одним из ареалов формирования подкурганной традиции погребения, которая в эпоху майкопско-новосвободненской культуры, относящейся к IV тыс. до н.э. приобретает совершенный вид. Обосновано, что на территории современной Кабардино-Балкарии с эпохи финальной бронзы до позднего Средневековья бескурганная традиция погребения преобладала над подкурганной и возвращение курганного обряда произошло только в постзолотордынское время в погребениях старокабардинской культуры.
Анализ разнообразных источников показал, что традиционная культура труда и солидарности помогла народам Северного Кавказа, депортированным в годы сталинизма, адаптироваться к социально-экономическим и культурным условиям Средней Азии. Экстремальные условия ссылки усилили этническую, общекавказскую и советскую идентичность, закрепляя социальную солидарность.
Обосновано определяющее значение гуманистических ценностей в формировании советской культуры у народов Кабардино-Балкарии. Показано, что созданное в советский период материальное и духовное наследие северокавказских народов обладало ярким этническим колоритом, что стало как достоинство общегосударственной социалистической культуры.
Полученные результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих работ и учебных пособий по истории и культуре народов Кабардино-Балкарии и Северного Кавказа, а также могут найти практическое применение и при разработке и реализации государственной политики в области сохранения культурного наследия и поддержания традиционных ценностей.