НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ПРАВДА»
5 марта
Общественная палата
Состоялось выездное заседание комиссии Общественной палаты КБР по образованию, науке, молодежной политике и спорту в селении Старый Черек, на котором определяли, как добиться эффективной работы учреждений начального и среднего профессионального образования в нашей республике и переориентировать молодежь на реальный рынок труда, где востребованы рабочие профессии.
Одним из решающих факторов стабильного экономического развития страны является качество трудовых ресурсов, следовательно и качество профессионального образования. Участниками совместной встречи, проходившей в агропромышленом колледже им. Б.Г. Хамдохова, стали члены Общественной палаты КБР, директора колледжей, представители профсоюзов, республиканского Министерства образования и науки, Союза промышленников и предпринимателей КБР, Госкомитета КБР по занятости населения.
Председатель комиссии Общественной палаты, глава КБНЦ РАН, директор Института информатики и проблем регионального управления Петр Иванов отметил, что такой диалог был призван содействовать объединению усилий для правильного развития рынка труда в нашем регионе. Практически все учреждения профессионального образования республики в настоящее время осуществляют многоуровневую подготовку кадров. Обучение будущих специалистов осуществляется по 32 профессиям начального и 22 специальностям среднего профессионального образования. Появились новые профессии для промышленности, сельского хозяйства, гостиничного и туристического бизнеса. Возобновлена подготовка кадров по профессиям «токарь» и «фрезеровщик».
Однако все чаще звучит вполне справедливый упрек в адрес системы профессионального образования в том, что структура и объем подготовки кадров не соответствует потребностям сегодняшней экономики, да и качество обучения специалистов среднего звена достаточно низкое. По мнению участников совещания, этому способствует отсутствие адекватной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики республики в трудовых ресурсах, что приводит к значительным диспропорциям в подготовке кадров по уровням образования и отраслевой направленности. А также слабая учебно-производственная база большинства образовательных учреждений, как и неготовность работодателей к активному взаимодействию с системой профобразования.
Заместитель министра образования и науки республики Барасби Абазов особо остановился на том, какие шаги предпринимаются по устранению обозначенных проблем в рамках Комплексной программы развития профессионального образования КБР на 2011-2015 годы. Учреждения формируют предложения по приему обучающихся на основе заявок работодателей, согласовывая их с центром занятости населения и министерством. Формируется корпус педагогов и управленцев, владеющих инновационной управленческой культурой и реализующих современные подходы к работе образовательных учреждений этого типа. Решению вопроса кадрового обеспечения для промышленности должно содействовать и повышение квалификации рабочих на базе учебных центров, создаваемых непосредственно на предприятиях. Лицензии Минобрнауки КБР на право обучения по программам профессиональной подготовки имеют предприятия «Кавказкабель», «Гидрометаллург», «Телемеханика» и ряд других. Особое внимание уделяется социальной поддержке детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, обучающихся в колледжах.
Фатимат Куготова, представляющая Госкомитет КБР по занятости населения, рассказала о трудоустройстве и переподготовке кадров.
С интересом гости ознакомились с работой принимавшего их старейшего в республике учебного заведения, где инновационные процессы стали неотъемлемой частью педагогического процесса. Как рассказал его директор Анатолий Сохроков, заключено соглашение с Георгиевским региональным колледжем «Интеграл» для участия в проекте «Модернизация системы начального и среднего профобразования для подготовки специалистов в области энергетики Северо-Кавказского федерального округа на базе отраслевого ресурсного центра», получившего государственную поддержку.
Учитывая особую возрастающую роль начального и среднего профессионального образования в развитии Кабардино-Балкарии и формировании инновационной экономики, участники заседания определили приоритетные направления совершенствования образовательной системы в республике и выработали ряд рекомендаций по обсуждаемому вопросу, информирует пресс-служба ОП КБР.